Целевой раздел
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период
всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы
всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная
черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность
заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации;
неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.
Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие
эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству –
отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с
природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Именно взрослые должны
помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему
стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка
совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный
вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя
определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в
пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми
необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость
творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное,
нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи
подготовки детей к школе.
Основной целью современной системы дополнительного образования является
воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без
реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное
творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы
выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного
образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей
деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию
базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными
1
материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые
положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество
положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо
знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает
ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для
себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в
каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность,
неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту,
приносить людям радость.
Актуальность. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного
и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной,
эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой
работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку
увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,
завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким
образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения
в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку
возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью был создан кружок «Творческая мастерская»
Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Творческая
мастерская» является составным компонентом Образовательной программы ДОУ,
характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов с детьми
дошкольного возраста, определяет ценностно – целевые ориентиры, образовательную
модель и содержание образования для детей 5-7лет
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной
деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой
деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества,
становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности
(игровой, художественной, познавательной).
Цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес
к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности;
2
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства:
удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием
художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые
умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Развитие речи». На занятиях используется прием
комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и
самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в
процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях
художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия,
малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и
пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие
связной речи.
«Ознакомление с окружающим». Для занятий по изодеятельности подбираются
сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания,
расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают
о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению
знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном
расположении.
«Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных
произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам,
музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания
образа, выражения собственных чувств.
«Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой
гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Работа по программе придерживается общедидактических и частнометодических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
3
Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во
всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной
программе;
Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного
материала;
Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего
занятия;
Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей
дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе;
Глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и
интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального
раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и
самоутверждения;
Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения
проблемных ситуаций;
Принцип сознательности и активности- обучение, опирается на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям;
Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие
эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на детей 5-7лет, продолжительность обучающей
программы 1 год. Кружок посещают дети старшей и подготовительной группы.
Содержательный раздел
Форма проведения занятий: групповая.
4
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность
занятий: 30минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Занятия проходят во второй половине дня.
Продолжительность учебного года по программе устанавливается в соответствии с
годовым календарным учебным графиком.
Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается в
соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Предполагаемый результат:
дети научатся различать, называть и применять на практике разные
способы рисования;
научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином,
нетрадиционным художественным материалом;
дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные
геометрические фигуры;
у детей разовьется мелкая моторика рук;
сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить Красоту;
разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
сформируется художественный вкус и чувство гармонии
сформируются навыки самостоятельности.
Методы и приемы обучения:
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы,
объяснение, пояснение);
наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей,
экспериментирование)
Материально техническая база.
-Наборов разнофактурной бумаги, картона.
5
Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
Художественно-изобразительного материала. Бумага для акварели, для
рисования, кисти разных номеров, штаипов.
Инструментов для художественного творчества. Пластилин.
Примерное тематическое планирование.
Сроки
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Название темы
1. «Осенний закат»
2. « Осенний ёжик»
3. «Котик музыкальный»
4. «Дом Вверх»
5. «Цирковой слон»
6. «Дракончик»
7. « Собачка в шапочке»
8. «Жирафик»
1. «Поросенок – чистюля»
2. «Лошадка обьемная»
3. «Котик с шариками»
4. « Осений зонти»
5. « Котики»
6.« Дельфин»
7.«Летучая мышка»
8.«Аквариум»
Использование техники
Гуашь
Рисование вилкой.
Гуашь + губка.
Аппликация +
пластилинография
Пластилинография
Втулки и цветная бумага.
Гуашь + губка.
Втулка + цветная бумага.
Акварель + гуашь
Аппликация. Поделка
Гуашь
Обьемная аппликация.
Аппликация из ваты.
Восковые карандаши.
Аппликация из втулок.
Апплиация. Бумажная
тарелка.
1. «Пингвиненок»
2. Котенок»
3. «Птичка»
4.«лес изменился»
5.«Мишка спит»
6.«Попугай в клетке»
7.«Лисичка с кружкой»
8. «Синичка невеличка»
Гуашь
Аппликация. Поделка.
Пластилинография
Акварель+ гуашь.
Гуашь. Жесткая кисть.
Аппликация. Поделка.
Гуашь + акварель
Пластилинография
1. «Снегири на ветке»
2. «Зимнее дерево»
3. «Кошка с зайкой»
Гуашь + акварель
Гуашь + акварель
Оригами.
6
Январь
Февраль
Март
Апрель1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
4. «Морозные узоры»
5. «Маска тигр»
6. «Новогодний
пингвинчик»
7. «Новогодний веночек».
8. «Новогодняя игрушка»
1. «Котик в снегу»
2. «Совушка»
3. «Воробушек»
4. «Олень в зимнем лесу»
5. «Зайка в лесу»
6. «Лисичка с кружкой»
7. «Обьемный динозаврик»
8. Рыбки»
1. «Лисичка в зимнем лесу»
2. «Пингвины»
3. «Снегирь».
4. «Ёжик».
5. Белочка на елке».
6. «Воздушный шар».
7. « Пейзаж Зимы».
8.»Лев»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
« Аисты прилетели».
« Ваза с цветами».
«Тигр»
« Масленница».
« Котики на заборе».
« Павлинчик».
« Совушка сова».
« Собачка с букетом
цветов».
1.«Динозаврики».
2.« Попугай»
3.« Планета и ракета».
4.« Рыбка в море».
5.« Лев».
6.«Дельфин»
7.«Зебра»
8.«Пасхальный зайчик»
Восковые карандаши +
акварель
Аппликация. Поделка
Восковые карандаши.
Аппликация. Поделка
Пластилинография.
Гуашь.
Пластилинография.
Восковые мелки.
Гуашь
Гуашь
Гуашь
Аппликация из втулок.
Аппликация из СД диска.
Метод Тычка. Гуашь и
акварель.
Рисование Акварелью и
гуашью.
Пласилинография.
Рисование вилкой.
Рисование зубной щёткой.
Обьемная аппликая из
салфеток.
Метод тычка, набрызг.
Пластилинография.
Аппликация из ватных
дисков.
Обрывная аппликация.
Гуашь + акварель
Пластилинография.
Аппликация +Гуашь.
Восковые мелки.
Аппликация.
Гуашь. Нетрадиционное
рисование.
Восковые мелки.
Акварель+Гуашь.
Рисование солью +
аппликация.
Рисование ватными
палочками.
Акварель + гуашь.
Восковые мелки.
Гуашь.
7
Май
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
«Веточка яблони».
«Веселый кактус»
«Смешарики».
«Поросёнок в кровате».
«Беззубик»
«Цветной котик»
«Бабочка на цветке».
«Здраствуй лето»
Гуашь.
Гуашь.
Аппликация.
Цветные карандаши.
Восковые карандаши.
Гуашь.
Восковые карандаши.
Акварель + гуашь.
Цветные карандаши.
8