Целевой раздел Пояснительная записка. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Именно взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными 1 материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. С этой целью был создан кружок «Творческая мастерская» Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Творческая мастерская» является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста, определяет ценностно – целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для детей 5-7лет Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной). Цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность. Задачи: Развивающие: - формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; 2 -развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; - формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; - развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: - закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; - знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: - воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; - воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи. «Ознакомление с окружающим». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. «Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Работа по программе придерживается общедидактических и частнометодических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: 3 Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе; Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала; Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия; Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному); Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе; Глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения; Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций; Принцип сознательности и активности- обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям; Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора. Сроки реализации программы Программа рассчитана на детей 5-7лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Кружок посещают дети старшей и подготовительной группы. Содержательный раздел Форма проведения занятий: групповая. 4 Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: 30минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае. Занятия проходят во второй половине дня. Продолжительность учебного года по программе устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Предполагаемый результат: дети научатся различать, называть и применять на практике разные способы рисования; научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом; дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры; у детей разовьется мелкая моторика рук; сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту; разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность; появится любовь и уважение к изобразительному искусству; сформируется художественный вкус и чувство гармонии сформируются навыки самостоятельности. Методы и приемы обучения: словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение); наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание); практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование) Материально техническая база. -Наборов разнофактурной бумаги, картона. 5 Дополнительного материала (природного, бытового, бросового). Художественно-изобразительного материала. Бумага для акварели, для рисования, кисти разных номеров, штаипов. Инструментов для художественного творчества. Пластилин. Примерное тематическое планирование. Сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Название темы 1. «Осенний закат» 2. « Осенний ёжик» 3. «Котик музыкальный» 4. «Дом Вверх» 5. «Цирковой слон» 6. «Дракончик» 7. « Собачка в шапочке» 8. «Жирафик» 1. «Поросенок – чистюля» 2. «Лошадка обьемная» 3. «Котик с шариками» 4. « Осений зонти» 5. « Котики» 6.« Дельфин» 7.«Летучая мышка» 8.«Аквариум» Использование техники Гуашь Рисование вилкой. Гуашь + губка. Аппликация + пластилинография Пластилинография Втулки и цветная бумага. Гуашь + губка. Втулка + цветная бумага. Акварель + гуашь Аппликация. Поделка Гуашь Обьемная аппликация. Аппликация из ваты. Восковые карандаши. Аппликация из втулок. Апплиация. Бумажная тарелка. 1. «Пингвиненок» 2. Котенок» 3. «Птичка» 4.«лес изменился» 5.«Мишка спит» 6.«Попугай в клетке» 7.«Лисичка с кружкой» 8. «Синичка невеличка» Гуашь Аппликация. Поделка. Пластилинография Акварель+ гуашь. Гуашь. Жесткая кисть. Аппликация. Поделка. Гуашь + акварель Пластилинография 1. «Снегири на ветке» 2. «Зимнее дерево» 3. «Кошка с зайкой» Гуашь + акварель Гуашь + акварель Оригами. 6 Январь Февраль Март Апрель1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 4. «Морозные узоры» 5. «Маска тигр» 6. «Новогодний пингвинчик» 7. «Новогодний веночек». 8. «Новогодняя игрушка» 1. «Котик в снегу» 2. «Совушка» 3. «Воробушек» 4. «Олень в зимнем лесу» 5. «Зайка в лесу» 6. «Лисичка с кружкой» 7. «Обьемный динозаврик» 8. Рыбки» 1. «Лисичка в зимнем лесу» 2. «Пингвины» 3. «Снегирь». 4. «Ёжик». 5. Белочка на елке». 6. «Воздушный шар». 7. « Пейзаж Зимы». 8.»Лев» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. « Аисты прилетели». « Ваза с цветами». «Тигр» « Масленница». « Котики на заборе». « Павлинчик». « Совушка сова». « Собачка с букетом цветов». 1.«Динозаврики». 2.« Попугай» 3.« Планета и ракета». 4.« Рыбка в море». 5.« Лев». 6.«Дельфин» 7.«Зебра» 8.«Пасхальный зайчик» Восковые карандаши + акварель Аппликация. Поделка Восковые карандаши. Аппликация. Поделка Пластилинография. Гуашь. Пластилинография. Восковые мелки. Гуашь Гуашь Гуашь Аппликация из втулок. Аппликация из СД диска. Метод Тычка. Гуашь и акварель. Рисование Акварелью и гуашью. Пласилинография. Рисование вилкой. Рисование зубной щёткой. Обьемная аппликая из салфеток. Метод тычка, набрызг. Пластилинография. Аппликация из ватных дисков. Обрывная аппликация. Гуашь + акварель Пластилинография. Аппликация +Гуашь. Восковые мелки. Аппликация. Гуашь. Нетрадиционное рисование. Восковые мелки. Акварель+Гуашь. Рисование солью + аппликация. Рисование ватными палочками. Акварель + гуашь. Восковые мелки. Гуашь. 7 Май 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. «Веточка яблони». «Веселый кактус» «Смешарики». «Поросёнок в кровате». «Беззубик» «Цветной котик» «Бабочка на цветке». «Здраствуй лето» Гуашь. Гуашь. Аппликация. Цветные карандаши. Восковые карандаши. Гуашь. Восковые карандаши. Акварель + гуашь. Цветные карандаши. 8