Организация воспитательно- образовательной работы в летний период с учетом ФГОС.pdf

Организация воспитательно- образовательной работы в летний период с
учетом ФГОС
Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают
максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и
новых открытий. Вместе с тем чем больше времени проводят дошкольники на
улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности
детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать
неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам
образовательного
процесса.
Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых
зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития
эмоциональных
и
познавательных
процессов.
Так,
в
преддверии летнего
периода в дошкольном
образовательном
учреждении необходимо
провести
соответствующие подготовительные
мероприятия, а именно:








откорректировать режим жизни детей с учетом теплого времени года (этот
режим должен быть у заведующего детским садом, воспитателя, а в
пищеблоке – график выдачи пищи);
пересмотреть расписание непосредственно образовательной деятельности,
включив в нее двигательный, музыкальный и художественный виды
деятельности;
разработать совместно с медицинским персоналом систему закаливания,
учитывающую состояние здоровья детей и условия, созданные в каждой
возрастной группе;
составить рекомендации для родителей о том, как организовать досуг
ребенка в летнее время, какие прочитать книги, какие провести
наблюдения в природе, а также проинформировать родителей, дети
которых в летние месяцы остаются в детском саду, об изменениях в
системе работы ДОУ.

Согласно СанПиН
2.4.1.2660-13
"Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (в ред. 20.12.2010), в дни каникул и в
летний период не рекомендуется проводить непосредственно образовательную
деятельность. Больше внимания следует уделять спортивным и подвижным
играм,
спортивным
праздникам,
экскурсиям.
В летний период увеличивается продолжительность прогулок. Для достижения
оздоровительного эффекта режимом дня предусматривается максимально
возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту
продолжительность сна и других видов отдыха. С учетом данных требований
при планировании работы с воспитанниками в летний период педагогам
следует принимать во внимание основные положения федеральных
государственных образовательных стандартов к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГОС),

Так, в соответствии с данным документом необходимо создать условия для
организации самостоятельной деятельности воспитанников и совместной
деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада.
В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды
детской
деятельности: двигательная,
продуктивная,
коммуникативная,
трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,
чтение художественной литературы, игровая. Для оказания эффективной
методической помощи педагогам старший воспитатель организует выставку в
методическом кабинете, посвященную работе в летний период, подбирает
литературу и конспекты непосредственно образовательной деятельности
эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного
искусства). В ходе консультации он знакомит педагогов с задачами и планом
летней оздоровительной работы, намечает общие мероприятия, дает рекомендации
по организации работы в разновозрастной группе, оказывает помощь воспитателям
в составлении плана воспитательно-образовательной работы на летние месяцы.
Кроме того, с воспитателями проводится инструктаж по охране жизни и
здоровья детей. Так, перед тем как вывести воспитанников на прогулку, они
обязаны тщательно осмотреть участок. Педагоги должны знать ядовитые растения
и кустарники, растущие на территории ДОУ, рассказать о них детям. Участок
должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен
малыми игровыми формами, песочницей (с политым и взрыхленным песком,
набором лопаток, формочек на каждого ребенка), емкостью для воды (небольшим
надувным бассейном, тазиком, ванночкой и т. д.), тентом от солнца и дождя.
Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой
детей
в
соответствии
с
погодой.
Летом воспитанники почти все время проводят на территории ДОУ. На
спортивных и игровых площадках обеспечиваются:
-закрепление и совершенствование различных видов движений у детей (ходьбы,
бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания);
-развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
-воспитание положительных нравственно-волевых черт личности (активности,
самостоятельности).
В качестве основных средств воспитания и развития движений у дошкольников
летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, игры-забавы,
физкультурные упражнения, спортивные игры, "школа мяча", "школа
скакалки", игры-эстафеты,
спортивные
праздники
и
развлечения.
В Международный день защиты детей, который ежегодно отмечается 1 июня,. в
дошкольных учреждениях по традиции проводится летний спортивный праздник.
Когда выпадает на выходной день проведится 2 июня. Физкультурный досуг
рекомендуется организовывать еженедельно ("Игры народов мира", "Если хочешь
быть здоров – закаляйся", "Наши спортивные успехи" и др.).
Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и
формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Так, для
работы с детьми младшего возраста можно использовать дидактические игры,
песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего
содержания. Кроме того, в младших группах необходимо иметь игровые
гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту,

носовой платок, стаканчик) для закрепления навыков их использования.
Детям старшего возраста можно давать разнообразную информацию о личной
гигиене, способах оказания первой помощи при чрезвычайных обстоятельствах:
-"Как беречь здоровье летом?";
-"Как предупредить простуду?";
-"Как оказать первую помощь себе и детям (при ушибе, ссадине, укусах осы,
пчелы, кровотечении из носа)?";-"Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой?";
-"Как надо вести себя у воды, в лесу?" и т. д.
Можно провести беседы с рассматриванием картинок "В мире опасных
предметов и проборов", "Служба 01"; прочитать книжки по данной тематике (С.Я.
Маршак "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое", Г.М. Цыферов "Жил на
свете слоненок"); закрепить правила дорожного движения. На участке
рекомендуется оформить уголок, посвященный правилам дорожного движения, со
светофором, велосипедами, самокатами и т. д.
В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную
образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, бумаго пластика,
макраме, составление витражей и т. д.). Для этого на участке должны быть созданы
соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты).
Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием
различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте,
детского дизайна, поделок из бросового материала. Тематика продуктивной
деятельности может быть разнообразной, например
-аппликации на темы "Во поле береза стояла", "Дары леса", "Жуки и бабочки";
-оригами на тему "Цветы и птицы родного края";
-рисование на темы "Лето в поле и лесу", "Мой город летом", "Транспорт"
-лепка на тему "Ягодное царство";
-изготовление знаков "Береги природу" и т. д.
Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой
летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают
благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников.
Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы;
повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературный досуг,
викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено
чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игрдраматизаций.
Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков
самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых
поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой
комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам,
хозяйственно-бытовому труду, организации развлечения "День добрых дел". В
ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются
пословицы
и
поговорки
о
труде.
Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательноисследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и
неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками),

построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы,
экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию,
решению проблемных ситуаций. Можно организовать и провести развлечения
"Прекрасное и удивительное вокруг нас", "Праздник воды и песка" и др.
Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают
музыкально-дидактические игры, организация слушания, пения, создание условий
для детской творческой импровизации. Итоги летней оздоровительной работы
подводятся на педагогическом совете. К нему можно подготовить выставки
поделок, выполненные детьми с воспитателями и родителями из природного
материала. На заседании рекомендуется представить презентации интересных
праздников, досуга, игр и развлечений, проведенных с воспитанниками в летний
период, обсудить проблемы и перспективы дальнейшей организации летней
оздоровительной
работы.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».