Содержание Пояснительная записка .....................................................................................3 Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания.............................................................................................................5 1.1. Цель Программы воспитания……………………………………………….5 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания………………………………………………………………………....7 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания…………………………………………………………………………9 1.3.1. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте……….9 1.3.2. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте .10 1.3.3. Преемственность в результатах освоения Программы воспитания на уровнях дошкольного образования и начального общего образования……..11 2. Содержание Программы воспитания……………………………………..17 2.1. Содержание Программы воспитания на основе формирования ценностей…………………………………………………………………………17 2.1.1. Модуль «Я и моя дружная семья» ……………………………………19 2.1.2. Модуль «Быть здоровым – это здорово»……………………………...20 2.1.3. Модуль «Труд и Я».....................................................................................22 2.1.4. Модуль «Я и Родина моя»……………………………………………….24 2.1.5. Модуль «Я - Эколѐнок»………………………………………………….25 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса…………………….26 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания……………..28 3. Организационные условия реализации Программы воспитания........29 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания…...29 3.2. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение...30 3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса……………………….30 3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания………………………………………………………………………..30 3.5. Информационное обеспечение реализации Программы воспитания…...30 3.6. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания………………………………………………………………………..31 3.7. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей………………………………………………………………………………32 Приложение к Рабочей программе воспитания Приложение 1 Календарно-тематический план воспитательной работы Пояснительная записка Рабочая программа воспитания (далее - Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 286 (далее – ДОУ). Содержание Программы разработано на основе следующих нормативноправовых документов: Конституция Российской Федерации (ред. От 04.07.2020) ст. 67.1, п.4. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся. Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02.06.2020.№ 2/20 Методические рекомендации по разработке программы воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. В основу содержания Программы положены «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социо-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределѐнности и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее. Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни. Программа предполагает интеграцию содержания взаимодополняющих направлений развития и образования детей раннего (от 1,5 до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), на основе таких ценностей, как «Семья», «Здоровье», «Родина», «Труд», «Природа». Через эти ценности будут усваиваться детьми представления о взаимоотношениях в семье, с другими людьми, с самим собой, уважение к труду и стремление помогать взрослым и сверстникам, понимание красоты природы и искусства, желание самому участвовать в создании нового, умение взаимодействовать с окружающими в разных ситуациях, выражать свое отношение, прежде всего эмоциональное ко всему, что их окружает. Реализация Программы воспитания основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса. При разработке Программы воспитания учитывались ключевые идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: - воспитание и развитие личности гражданина России является общим делом; - двойственная природа процесса социализации человека, многофакторность и сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального самоопределения в сетевом мире; - непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности, единство и целостность процесса воспитания и развития личности; - направленность результатов воспитания и развития личности в будущее; - воспитание человека в процессе деятельности; - контекстный характер процесса воспитания, единство ценностносмыслового пространства воспитания и развития личности. Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации. Коллектив ДОУ вправе разрабатывать и включать в Программу те модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал детского сада с учетом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов. К Программе прилагается календарный план воспитательной работы. Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания 1.1. Цель Программы воспитания Программа учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. Обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Цель Программы основывается на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек). Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. Цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Цель реализации Программы – формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка. Главной задачей программы является создание организационнопедагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Для этого необходимо: обеспечивать во всех видах детской деятельности ознакомление дошкольников с духовно-нравственными ценностями и разными видами социальной культуры (национальной, профессиональной, языковой); направить содержание видов деятельности на приобретение дошкольниками навыков общения с людьми разного пола и возраста, с особенностями здоровья и развития, с окружающим миром на основе принятых в обществе правил и норм поведения; обеспечивать реализацию образовательных событий, способствующих переживанию дошкольниками чувства любви к близким людям, природе, Родине, проявлению чувства гордости за ее достижения; объединить воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установить партнерские взаимоотношения с семьей, оказать ей психологопедагогическую поддержку, повысить компетентность. Задачи реализации Программы (для детей младшего дошкольного возраста): -развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; -формировать коммуникативную и социальную компетентности; -развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества; -содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; -формировать стремление быть причастным к труду взрослых , стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой; -формировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн). Задачи реализации Программы (для детей старшего дошкольного возраста): -обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; -поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; -воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма; -углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни; -формировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; -развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов; - поощрять проявления морально-волевых качеств. Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей: - предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); -культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов деятельности, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей, их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); -свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность). 1.2 . Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы воспитания является культурно-исторический подход Л.С. Выготского и системнодеятельностный подход. Примерная программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных определении воспитания, содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в РФ» : формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи: развитие субъектности и личности ребенка в деятельности; личностно ориентированной педагогики сотрудничества; развитие личности ребенка в контексте сохранения его индивидуальности; духовнонравственное, ценностное и смысловое содержания воспитания; идея об онтологической (бытийной) детерминированности воспитания; идея о личностном смысле и ценности воспитания, о сущности детства как сензитивном периоде воспитания; теории об амплификации (обогащении) развития ребѐнка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.): поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; уважение личности ребенка. Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие принципы: Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие. Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания. Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности. Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение. Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка. Принципы индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п. Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона. Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения. Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей – «Портрета выпускника ДОО» и «Портрета гражданина России». 1.3.1. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам) предполагается достижение следующих результатов. К достижению 3–х летнего возраста дошкольник: -имеет первоначальные представления о нормах, ограничениях и правилах, принятые в обществе; -проявляет эмоциональное отношение к семье, позитивные эмоции и интерес к семейным праздникам и событиям; -способен понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо», что можно делать, а что нельзя в общении со взрослыми; -проявляет интерес к другим детям и способен бесконфликтно играть рядом с ними; -проявляет позицию «Я сам!»; -cпособен осознавать себя представителем определенного пола; -доброжелателен, проявляет сочувствие, доброту; -испытывает чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых; -способен к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении с взрослыми и сверстниками и выражению своего отношения к их поведению; -эмоционально реагирует на доступные произведения фольклора и воспринимает доступные произведения искусства; -проявляет интерес к изобразительной деятельности (конструированию, лепке, рисованию и т.д.); -эмоционально реагирует на красоту в природе, быту и т.д. -поддерживает элементарный порядок в окружающей обстановке; -стремится помогать взрослому в доступных действиях, к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности; -способен позитивно общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения; -выполняет действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложиться спать и т.д.; -стремится быть опрятным, проявлять нетерпимость к неопрятности; -проявляет интерес к физической активности; -соблюдает элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. 1.3.2. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается достижение следующих результатов, дошкольник -имеет представления о семейных ценностях, семейных традициях, бережном отношении к ним; -имеет первичные представления о гражданских ценностях, имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; -проявляет интерес к государственным праздникам и имеет желание участвовать в праздниках и их организации в ДОО; -имеет первичные представления о многонациональности России, фольклоре и этнокультурных традициях народов России; -имеет представление о чувстве собственного достоинства, самоуважении; -самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; -способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой ценностей, выражает познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями; -старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно; -проявляет инициативу в получении новой информации и практического опыта; -проявляет желание сотрудничать с другими детьми и взрослыми в решении посильных общественных задач; имеет первичные представления о ценностях труда, о различных профессиях; - проявляет уважение к людям труда в семье и в обществе; - проявляет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности; - оказывает посильную помощь другим людям (сверстникам и взрослым) по их просьбе и собственной инициативе; - умеет регулировать свое поведение и эмоции в обществе, сдерживать негативные импульсы и состояния; - знает и выполняет нормы и правила поведения в общественных местах в соответствии с их спецификой (детский сад, транспорт, поликлиника, магазин, музей, театр и пр.); - умеет донести свою мысль с использованием разных средств общения до собеседника на основе особенностей его личности (возрастных, психологических, физических); - не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми; - помогает менее защищенным и слабым сверстникам отстаивать их права и достоинство; - имеет первичные представления: об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае, бережном отношении к собственному здоровью; проявляет желание участвовать в экологических проектах, различных мероприятиях экологической направленности; проявляет разнообразные нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к природе; имеет начальные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре России, нормах экологической этики; участвует в посильных общественно-значимых социальных проектах. 1.3.3. Преемственность в результатах освоения Программы воспитания Преемственность в результатах освоения Программы обеспечивается планированием результатов воспитания по основным направлениям: развитие основ нравственной культуры; формирование основ семейных и гражданских ценностей; формирование основ гражданской идентичности; формирование основ социокультурных ценностей; формирование основ межэтнического взаимодействия; формирование основ информационной культуры; формирование основ экологической культуры; воспитание культуры труда. Направления воспитания Развитие культуры основ нравственной Формирование основ семейных и гражданских ценностей Планируемые результаты воспитания на уровне ДО -обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. -имеет представления о семейных ценностях, семейных традициях, бережное отношение к ним; проявляет нравственные чувства, Планируемые результаты воспитания на уровне НОО -проявляет готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки; проявляет установки, отражающие индивидуальноличностную позицию, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ Российской гражданской идентичности; -различает хорошие и плохие поступки, умеет отвечать за свои собственные поступки; соблюдает правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе; негативно относится к нарушениям порядка в группе, дома, на улице; к невыполнению человеком любого возраста и статуса своих обязанностей; проявляет уважительное и доброжелательное отношение к родителям, другим старшим и младшим людям; использует правила этики и культуры речи; избегает плохих поступков; умеет признаться в плохом поступке и проанализировать его; понимает возможное негативное влияние на моральнопсихологическое состояние человека компьютерных игр, видеопродукции, телевизионных передач, рекламы. -имеет представления о государственном устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни Формирование основ гражданской идентичности эмоционально-ценностное отношение к семье; проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений, уважении к героям России; имеет представление о символах государства: Флаг и Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в котором проживает; проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека; имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; проявляет познавательный интерес к важнейшим событиям истории России и ее народов, к героям России; проявляет уважение к защитникам Родины; проявляет интерес к государственным праздникам и желания участвовать в праздниках и их организации в образовательной организации. -имеет первичные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, предметного мира и себя в этом мире; проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностного отношения к окружающим людям, предметному миру, к себе; испытывает чувства гордости, удовлетворенности, стыда от своих поступков, действий и поведения; доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение; демонстрирует способность выразить себя в игровой, досуговой деятельности и общества, о его важнейших законах; знает символы государства: Флаг и Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в котором проживает; имеет представления о правах и обязанностях гражданина России, правах ребенка; проявляет интерес к общественным явлениям, осознает важность активной роли человека в обществе; знает национальных героев и важнейшие события истории России и еѐ народов. знает государственные праздники, принимает участие в важнейших событиях жизни России, субъекта Российской Федерации, а котором проживает; уважительно относится к защитникам Родины; уважительно относится к русскому языку как государственному, языку межнационального общения. -имеет представления о базовых национальных ценностях Российского государства; имеет первоначальные представления о роли традиционных религий в истории и культуре нашей страны. поведении в соответствии с нравственными ценностями; самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (умение договариваться, взаимодействовать в игровых отношениях в рамках игровых правил и т.д.); преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой ценностей; выражает познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями; экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении; способен самостоятельно действовать, в случае затруднений обращаться за помощью; осознает преимущества совместного поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации или принятия решений; использует принятые в обществе правила коммуникации (спокойно сидеть, слушать, дать возможность высказаться); слушает и уважает мнения других людей; идет навстречу другому при несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов; -соотносит свое поведение с правилами и нормами общества. управляет своим эмоциональным состоянием; имеет свое мнение, может его Формирование основ межэтнического взаимодействи Формирование основ информационной культуры обосновать; оказывает позитивное влияние на свое окружение; осознанно принимает решения и несет за них ответственность; способен управлять своим поведением, планировать свои действия; старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно; проявляет поведение, которое в основном определяется представлениями о хороших и плохих поступках. -имеет представления об этических нормах взаимоотношений между людьми разных этносов, носителями разных убеждений, представителями различных культур; имеет первичные представления о многонациональных народах России, об этнокультурных традициях, фольклоре народов России; понимает, что все люди имеют равные права; спокойно реагирует на непривычное поведение других людей, стремится обсудить его с взрослыми; не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми; способен отстаивать свое достоинство и свои права в обществе сверстников и взрослых с помощью рациональной аргументации. помогает менее защищенным и слабым сверстникам отстаивать их права и достоинство. -осознанно выполняет правила здоровьесбережения и техники безопасности при использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов; использует простые средства сетевого взаимодействия для установления общественно полезных и продуктивных контактов с другими людьми; -проявляет ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; способен к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; имеет начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. -использует знаковосимволические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; самостоятельно организует поиск информации; критически относится к информации и избирательности еѐ восприятия; понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности в получении и передаче информации, создании общественно полезных продуктов и т.д Формирование экологической культуры Воспитание культуры труда основ -имеет первичные представления об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае, проявляет интерес и ценностное отношение к природным явлениям и разным формам жизни; понимание 25 бережном отношении к собственному здоровью; проявляет разнообразные нравственные чувства, эмоционально-ценностного отношения к природе; имеет начальные знания о традициях нравственно-этическом отношении к природе в культуре России, нормах экологической этики; проявляет желание участвовать в экологических проектах, различных мероприятиях экологической направленности. -выслушивает замечания и адекватно реагирует на него (эмоционально, вербально); выражает и отстаивает свою позицию, а также способен принять позицию другого человека (сверстника, взрослого), подкрепленную аргументами; -не принимает лжи и манипуляции (в собственном поведении и со стороны других людей); уважительно относится к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; осознанно выполняет правила эргономики использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов; использует простые средства сетевого взаимодействия для установления общественно полезных и продуктивных контактов с другими людьми; понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности в получении и передаче информации, создании общественно полезных продуктов и т.д -проявляет интерес и ценностное отношение к природным явлениям и разным формам жизни; понимание роли человека в природе; бережно относится ко всему живому; имеет первоначальные представления о влиянии природного окружения на жизнь и деятельность человека -имеет представления о ведущей роли образования и трудовой деятельности в жизни человека; о значении творчества в развитии общества; проявляет уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников; имеет представления о профессиональных сферах человеческой деятельности; прроявляет стремится выявить несправедливость и встать на защиту несправедливо обиженного; выполняет разные виды заданий, поручений, просьб, связанных с гармонизацией общественного окружения; может выступать в разных ролях: в роли организатора, в роли исполнителя в деловом, игровом, коммуникативном взаимодействии; оказывает посильную практическую и психологическую помощь другим людям (сверстникам и взрослым) по их просьбе и собственной инициативе; имеет первичные представления о ценностях труда, о различных профессиях; проявляет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности; активно участвует в общественно полезной деятельности; умеет выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах трудовой деятельности. дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданиях; соблюдает порядок на рабочих местах (в школе, дома и пр.); бережно относится к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательно относится к лени и небрежности в труде и учѐбе, небережливому отношению к результатам труда людей. Раздел 2. Содержание Программы воспитания 2.1. Содержание Программы воспитания на основе формирования ценностей Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО. Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим; воспитание уважения, взаимопонимания. Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно-нравственного опыта людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы. Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающему миру, Родине, семье. Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности. Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим. В соответствии с ФГОС ДО содержания программы реализуется в ходе образовательной деятельности; режимных моментов; в рамках самостоятельной деятельности детей; а также через взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников. Виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, -коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Формы организации деятельности: игра, игровое упражнение, играпутешествие, коллекционирование, чтение, беседа, ситуации, конкурсы, викторины, квесты, коллективное проекты, наблюдения, экологические акции, экскурсии, мастерские, праздники, развлечения, физкультурноспортивные соревнования, театрализованные игры, инсценировки, тематические недели. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы образовательной организации: 1) формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; 2) формирование бережного отношения к живой природе, культурному наследию и народным традициям; 3) воспитание у дошкольников уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; 4) приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); 5) формирование гендерной, семейной гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу. Каждое из них представлено в модулях « Я и моя дружная семья», «Быть здоровым – это здорово», «Труд и Я», «Я и Родина Моя», «Я - Эколѐнок». Содержание модулей отражено в календарно-тематическом плане воспитательной работы (Приложение 1). 2.1.1. Модуль « Я и моя дружная семья». Цель модуля: формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, ознакомление с социальными отношениями в семье. Задачи модуля: - формировать правильное представление о семье, обязанностях и еѐ членах; -формировать личностное отношение к родной семье как к общечеловеческой ценности.; -знакомить с правилами почитания и уважения старших; -воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни. Основные показатели освоения модуля: 1,5 – 3 года Имеет первичные представления о себе: знает своѐ имя, свой пол, имена членов своей семьи. Знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. 3-4 года Знает своѐ имя, фамилию, пол, возраст; осознаѐт свои отдельные умения и действия. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида. 4-5 лет Имеет первичные представления о своѐм организме. Рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных. Беседует о профессиях работников детского сада. 5-6 лет Знает свои дату рождения, адрес, номер телефона. Располагает некоторыми сведениями об организме (назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования). Имеет представления о семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. 6-7 лет Рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, умениях и достижениях, о профессиях близких, их достижениях и увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах. Имеет представление о культурных ценностях общества и о своѐм месте в нѐм. 2.1.2. Модуль «Быть здоровым – это здорово» Цель модуля: формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у детей. Задачи модуля: -формировать у детей представления об основах здорового образа жизни, осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью, к здоровью окружающих; - развивать интерес к физической культуре. Основные показатели освоения модуля: 1,5 – 3 года Освоил безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения 3-4 года Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций. Осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру. Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур. 4-5 лет Может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями. В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения. Представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур. 5-6 лет Владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать на помощь; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; проявляет осторожность при встрече с животными; соблюдает правила дорожного движения, поведения в транспорте. Признаки здоровья и нездоровья человека, особенности самочувствия, настроения и поведения здорового человека. Правила здорового образа жизни, полезные (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредные для здоровья привычки. Особенности правильного поведения при болезни, посильная помощь при уходе за больным родственником дома. Некоторые правила профилактики и охраны здоровья: зрения, слуха, органов дыхания, движения. Представление о собственном здоровье и здоровье сверстников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. Формирование представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. Формирование осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, развитие устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. Развивать самостоятельность детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек здорового образа жизни. 6-7 лет Освоил безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. 29 Здоровье как жизненная ценность. Правила здорового образа жизни. Некоторые способы сохранения и приумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья. Связь между соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым и детям в детском саду. Гигиенические основы организации деятельности (необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты материалов и инструментов и пр.). Формирование осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Формирование представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту; Воспитание ценностного отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей. 2.1.3. Модуль «Труд и Я» Цель модуля: знакомство детей с трудом взрослых, с разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью для достижения цели. Задачи модуля: - создать и поддержать интерес детей к деятельности взрослых; - обеспечить восприятие ребенком простейших трудовых действий, их названия и соотношения к профессии. Основные показатели освоения модуля: 1,5 – 3 года Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Беседует о профессиях работников детского сада 3-4 года Принимает цель в играх, в предметной и художественной деятельности, по показу и побуждению взрослых доводит начатую работу до определѐнного результата. Проявляет самостоятельность в самообслуживании (умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого). С интересом наблюдает трудовые действия; бережно относится к результатам труда; проявляет стремление отражать содержание хозяйственно-бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей 4-5 лет С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Самостоятелен в самообслуживании, видит необходимость выполнения определѐнных действий и достижения результата. Проявляет познавательный интерес к труду взрослых (интересуется, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе); отражает полученные представления в сюжетноролевых играх. Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых. Понимание направленности трудовых процессов на результат (например: повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены). Расширение представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых. 5-6 лет Может самостоятельно поставить цель (или принять еѐ от воспитателя), обдумать путь к еѐ достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Охотно участвует в разных видах повседневного труда. 30 Освоение способов распределения коллективной работы по типу общего труда (объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий. Уважение к труду родителей, Имеет конкретные представления о профессиях и взаимосвязи между ними, содержание труда в соответствии с общей структурой трудового процесса 6-7 лет Проявляет самостоятельность, настойчивость и волевые усилия в достижении цели, поиске ответа на вопросы. Имеет отчѐтливое представление о многообразии профессий и предметного мира, созданного человеком во взаимосвязи прошлого и настоящего. Труд ребѐнка результативен, основан на самоконтроле. Знания о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. Представления о личностных качествах представителей разных профессий. 2.1.4. Модуль «Я и Родина Моя» Цель модуля: -формирование начального представления о родном крае, стране, истории и культуре. Задачи модуля: - воспитывать любовь к родному краю, стране; - расширять знания детей о родном городе, районе, области. -знакомить с гербом, историей возникновения своего города и района, особенностями и достопримечательностями, историей и культурой. Основные показатели освоения модуля: 1,5 – 3 года Воспитывать интерес к родному городу 3-4 года Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. Освоение представлений о названии родного города, некоторых городских объектах, Освоение начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Воспитывать интерес к миру природы. Узнаѐт дом, квартиру, в которой живѐт, детский сад, группу. 4-5 лет Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране, к общественным праздникам и событиям. Воспитывать привычку к овладению отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Воспитывать понимание многообразия россиян разных национальностей – особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Знает название страны и города, в котором живѐт, хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Освоение начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране. 5-6 лет Освоение представлений о своем городе названия родного города, его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). 31 Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города – магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России. Понимание многообразия россиян разных национальностей -особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей 6-7 лет Освоение представлений о родном городе – его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях Понимание назначения общественны учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни. Освоение представлений о родной стране – ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявление желания участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города. Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира – элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей. 2.1.5. Модуль «Я - Эколѐнок» Цель модуля: -формирование у дошкольников чувства бережного отношения к живой природе и окружающей среде. Задачи модуля: - формировать бережное отношение к родной земле, природным богатствам России; - воспитывать чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Основные показатели освоения модуля: 1,5 – 3 года Интересуются окружающей природой, миром растений и животных; сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней; выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой. 3-4 года Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу) 4-5 лет Выделение разнообразия явлений природы растений и животных. Зависимость жизни человека от состояния природы. Бережное отношение к природе и природным богатствам 5-6 лет Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений. Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной) Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека). Осознание правил поведения в природе. 6-7 лет Накопление представлений о городе как сообществе растений, животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля – общий дом для всех растений, животных, людей. Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники). Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь). Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения о красоте природы, обмен мнений о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы. Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности. 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 286 было построено в 1988 году. МБДОУ – детский сад № 286 расположен в Верх – Исетском районе города Екатеринбурга, удалѐн от оживленных транспортных магистралей. МБДОУ посещают 253 воспитанника в возрасте от 1,5 до 7 лет, в основном проживающих в ВерхИсетском районе. В МБДОУ представлены группы общеразвивающей направленности (с 10,5 часовым пребыванием детей) в количестве 12. В непосредственной близости от МБДОУ находится сквер, что позволяет организовывать экологические прогулки и наблюдения, с целью воспитания бережного отношения к природе. Расположение МБДОУ на некотором удалении от автомобильной дороги позволяет проводить с дошкольниками практические мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на улице, а также по профилактике дорожно-транспортного травматизма, целью которых является осознание дошкольниками необходимости соблюдать меры предосторожности, стремление сохранить своѐ здоровье. Воспитательный процесс в МБДОУ организуется в развивающей предметно – пространственной среде (далее - РППС), которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных и прсихологопедагогическуих условий. РППС обогащается за счет количественного накопления материально-технической базы, улучшения качественных параметров: многофункциональности, эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, соответствия возрастным, половым особенностям и индивидуальным образовательным потребностям обучающихся. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем ее составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. Приоритетным в воспитательном процессе МБДОУ является создание условий, обеспечивающих психологическую безопасность воспитанников. Успех этого направления зависит от созданных условий: -создание психологически безопасной среды (комфортности образовательной среды, защиты от психологического насилия, от межличностных отношений); -правильной организации режима дня. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, тематических недель, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности и моральная мотивация детского труда. Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетноролевые, строительно-конструктивные, игры драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле. В рамках реализации пилотного проекта «Создание психологически безопасной среды ДОО через технологии сопровождения всех субъектов образовательного процесса» с использованием технологии «Семь кругов защиты», реализуются тематические модули семь тематических модулей: «Семья», «Родная Страна», предполагающие формирование положительного эмоционального отношения детей к этим категориям создает психологическую защиту к возможным стрессовым факторам, которыми в любом случае насыщена жизнь дошкольника в детском саду. Воспитательно-образовательная работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на привитие любви к Отечеству, родному краю, родному городу, своему детскому саду, своей семье; на воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Экологическое воспитание в детском саду подразумевает воспитание осознанно-правильного отношения к явлениям, к объектам живой и неживой природы. Такое отношение к природе формируется у ребенка в ходе систематических занятий с использованием различных методов и приемов, а также современных педагогических технологий, таких как технология проектной деятельности, квест-технология. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания В процессе реализации Программы воспитания осуществляется сотрудничество с родителями (законными представителями) воспитанников для более эффективного достижения целей воспитательной работы. Цель: организовать взаимодействие с семьями воспитанников, направленное на организацию совместных воспитательных мероприятий, детско-родительских проектов в МБДОУ. Задачи: 1. Приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни МБДОУ. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. Формы взаимодействия: общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем воспитания дошкольников; совместные мероприятия (утренники, досуги, развлечения, викторины и т.д.); -семейный клуб (в рамках реализации проекта по созданию психологически безопасной среды в ДОО); детско-родительские проекты; Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование педагогами ДОО c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей; размещение на персональном сайте ДОУ информации о воспитательной работе МБДОУ. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБДОУ интересную и событийно-насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения. Раздел 3. Организационные условия реализации Программы воспитания 3.1 Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания МБДОУ обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих: обеспечение воспитывающей личностно-развивающей предметнопространственной среды; оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и создания психологически безопасной среды; создание уклада ДОО, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно-значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОО направлен на создание преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень НОО; современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста,в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Воспитательный процесс в МБДОУ строится с учѐтом: соблюдения законности и прав семьи ребенка; -соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка; создания психологически комфортной и безопасной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников; системности и целенаправленности воспитания как условия его эффективности. 3.2. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение Для успешной реализации Программы воспитания в МБДОУ обеспечены следующие психолого-педагогические условия: -уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; -использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); -построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; -поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; -поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6 -возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; -защита детей от всех форм физического и психического насилия; -поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса Кадровое обеспечение подробно описано в основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования МБДОУ. 3.4.Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания Обеспечение методическими материалами и средствами воспитания подробно описано в основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования МБДОУ и в Паспортах возрастных групп. 3.5. Информационное обеспечение реализации Программы воспитания Информационное обеспечение реализации Программы воспитания осуществляется через сайт МБДОУи обеспечивает эффективность взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. 3.6. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ – обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности. Среда обеспечивает: - наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков; - учѐт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. -подбор художественной литературы; -создание банка видео и аудиоматериалов; -наличие наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); -наличие ТСО ( мультимедийный проектор, интерактивная доска); -подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр); -подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд). Материально-техническое обеспечение подробно описано в основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования МБДОУ и в Паспортах возрастных групп. 3.7. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей МБДОУ – детский сад № 286 посещают дети с тяжелыми нарушениями речи и дети – инвалиды. Задачами воспитания детей с ОВЗ в МБДОУ являются: формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей; налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими, в целях их успешной адаптации и интеграции в общество; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Инклюзия в МБДОУ является ценностной основой для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности разделяются всеми участниками образовательных отношений. Важными условиями для воспитания детей с ОВЗ в МБДОУ являются: учет особенностей развития каждого ребенка; индивидуальный педагогический подход; применение специальных методов и средств обучения; здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); участие воспитанников с ОВЗ вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий