Аннотация к РП по овладению ООП ДО для 4-5 лет

Рабочая программа для детей 4-5 лет разработана на основе Основной
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ - детского
сада № 286, созданной в соответствии в соответствии с ФЗ от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО),
утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва.),
с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
(далее ПООП ДО), ряда парциальных программ (реализующих цели, задачи,
содержание ПООП ДО), входящих в УМК Основной образовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.
Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Мозаика-Синтез, 2016, в
УМК Образовательной программы с учетом специфики национальных,
социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Мы живем на
Урале», под ред. О.В. Толстиковой, О.В. Савельевой. – Екатеринбург: ГАОУ
ДПО СО «ИРО», а также с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников группы № 10, их образовательных
потребностей и запросов семьи. Программа определяет содержание и
организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного
образования (ФГОС ДО, пункт 2.1.).
Программа строится на принципе личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого с детьми средней группы ДОУ и обеспечивает
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие детей в возрасте от 4 лет до 5 лет с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и
предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены
все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 4
до 5 лет.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
• Конвенция о правах ребѐнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
• Декларация прав ребѐнка (провозглашена резолюцией 1386 Генеральной
Ассамблей ООН от 20.11.1959).
• Конституция Российской Федерации, ст. 30, 38,41,42,43.
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29.12.2012
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.,
регистрационный N 30384).

• Указ президента РФ о национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012-2017 годы от 1 июня 2012 года.
• Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об
утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на
2013-2020 годы».
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам дошкольного образования от 30 августа 2013 г. N 1014.
• Приказ Минздрава РФ «инструкция по внедрению оздоровительных
технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003г.
№139.
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных
организациях» с изменениями от 27 августа 2015 года.
• Методические рекомендации Министерства здравоохранения «Контроль за
организацией питания в детских дошкольных учреждениях» от 13 марта 1987
г.
• Устав МБДОУ - детского сада № 286, локальные правовые акты МАДОУ,
правила внутреннего распорядка, должностные инструкции.
Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач.
Основные принципы построения и реализации Программы:
- полноценного проживания ребѐнком всех этапов детства (раннего и
дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализации дошкольного образования);
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничества Организации с семьѐй;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
-возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учѐта этнокультурной ситуации развития детей1.
Цель Программы – создание благоприятных условий для пол-ноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой
культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к
учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника;
- развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей;
воспитание у дошкольников патриотизма, активной жизненной позиции,
творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважение к
традиционным ценностям2;
-формирование познавательного интереса и чувства сопричастности к семье,
детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых
в обществе правил и норм поведения;
-воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей,
чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и
толерантного отношения к представителям других национальностей
(сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
-формирование бережного отношения к родной природе, стремление
бережно относиться к ней, сохранять и умножать, по мере своих сил,
богатство природы;
- формирование начал культуры здорового образа жизни на основе
национально-культурных традиций3.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения
ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и
творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,
их интеграция в целях повышения эффективности воспитательнообразовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
ФГОС ДО
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования
(пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:
Мозаика-Синтез, 2016.
3
Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с
учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ
ДПО СО «ИРО», 2013.
1

2

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,
исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие
давления предметного обучения4;
•введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа
постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к
менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения
хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к
трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее;
формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни
города (села), Свердловской области;
•создание условий, для активного приобщения детей к социальной
действительности, повышения личностной значимости для них того, что
происходит вокруг;
•осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории,
культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности,
в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об
увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов,
изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование);
•создание развивающей среды для самостоятельной и совместной
деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию
личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий
материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративноприкладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям
возможность проявить свое творчество;
•разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной
деятельности с детьми5.
Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской
деятельности в партнерском взаимодействии с семьей: игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной
литературы.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования
(пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:
Мозаика-Синтез, 2016.
5
Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с
учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ
ДПО СО «ИРО», 2013.
4

Структура рабочей программы
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Цели и задачи реализации Программы.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет.
Планируемые результаты освоения Программы.
Содержательный раздел.
Образовательная деятельность.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная деятельность разных видов и
культурных практик.
Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной
программы.
Сложившиеся традиции группы.
Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации Программы.
Организационный раздел.
Материально-техническое обеспечение Программы.
Перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения
реализации Программы
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
Организация режима пребывания воспитанников в образовательном
учреждении
Взаимодействие группы с социумом по реализации Программы
Приоритетные направления деятельности по реализации рабочей
программы.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства.
Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями.
Приоритетным направлением образовательной деятельности является
развитие творческого потенциала и способностей каждого ребенка в
процессе приобщения детей к русской народной культуре.
Взаимодействие с семьями детей ОУ вправе осуществлять в рамках
реализации рабочей программы, а не за ее пределами.
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных
видов детской деятельности или их интеграцию с использованием

разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется
педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня
освоения рабочей программы и решения конкретных образовательных задач.
В ходе организации образовательной деятельности педагог опирается на
субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления,
индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие
восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.
Ребенку предоставляется возможность максимально использовать свой
собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не
просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему
педагог.
Педагог и ребенок выступают как равноценные партнеры, носители
разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел
личностно-ориентированного общения состоит в том, чтобы раскрыть
содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и
тем самым добиться личностного освоения нового содержания.
При реализации задач образовательной деятельности профессиональная
позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому
высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы.
Обсуждение детских «версий» происходит не в жестко-оценочной
ситуации, а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут
стремиться быть «услышанными» взрослым.
Реализация задач образовательной программы происходит в ходе
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, общения, музыкального
развития, двигательной деятельности, коммуникативной, изобразительной,
конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора), а
также в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в режимных
моментах и в совместной деятельности с родителями.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».