Рабочая программа для детей 4-5 лет разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ - детского сада № 286, созданной в соответствии в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва.), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) (далее ПООП ДО), ряда парциальных программ (реализующих цели, задачи, содержание ПООП ДО), входящих в УМК Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Мозаика-Синтез, 2016, в УМК Образовательной программы с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Мы живем на Урале», под ред. О.В. Толстиковой, О.В. Савельевой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы № 10, их образовательных потребностей и запросов семьи. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования (ФГОС ДО, пункт 2.1.). Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми средней группы ДОУ и обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие детей в возрасте от 4 лет до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 4 до 5 лет. Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конвенция о правах ребѐнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990). • Декларация прав ребѐнка (провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблей ООН от 20.11.1959). • Конституция Российской Федерации, ст. 30, 38,41,42,43. • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384). • Указ президента РФ о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы от 1 июня 2012 года. • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования от 30 августа 2013 г. N 1014. • Приказ Минздрава РФ «инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003г. №139. • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях» с изменениями от 27 августа 2015 года. • Методические рекомендации Министерства здравоохранения «Контроль за организацией питания в детских дошкольных учреждениях» от 13 марта 1987 г. • Устав МБДОУ - детского сада № 286, локальные правовые акты МАДОУ, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции. Принципы и подходы к формированию Программы Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Основные принципы построения и реализации Программы: - полноценного проживания ребѐнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; - построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализации дошкольного образования); - содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничества Организации с семьѐй; - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; -возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учѐта этнокультурной ситуации развития детей1. Цель Программы – создание благоприятных условий для пол-ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; - развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей; воспитание у дошкольников патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям2; -формирование познавательного интереса и чувства сопричастности к семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; -воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям); -формирование бережного отношения к родной природе, стремление бережно относиться к ней, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы; - формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций3. Реализация цели предполагает решение следующих задач: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательнообразовательного процесса; • творческая организация воспитательно-образовательного процесса; ФГОС ДО От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. 3 Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. 1 2 • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения4; •введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее; формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города (села), Свердловской области; •создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг; •осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование); •создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративноприкладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество; •разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми5. Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности в партнерском взаимодействии с семьей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. 5 Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. 4 Структура рабочей программы Целевой раздел. Пояснительная записка. Цели и задачи реализации Программы. Принципы и подходы к формированию Программы. Возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет. Планируемые результаты освоения Программы. Содержательный раздел. Образовательная деятельность. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Образовательная деятельность разных видов и культурных практик. Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы. Сложившиеся традиции группы. Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации Программы. Организационный раздел. Материально-техническое обеспечение Программы. Перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения реализации Программы Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Организация режима пребывания воспитанников в образовательном учреждении Взаимодействие группы с социумом по реализации Программы Приоритетные направления деятельности по реализации рабочей программы. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Приоритетным направлением образовательной деятельности является развитие творческого потенциала и способностей каждого ребенка в процессе приобщения детей к русской народной культуре. Взаимодействие с семьями детей ОУ вправе осуществлять в рамках реализации рабочей программы, а не за ее пределами. Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения рабочей программы и решения конкретных образовательных задач. В ходе организации образовательной деятельности педагог опирается на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом. Ребенку предоставляется возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог. Педагог и ребенок выступают как равноценные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного общения состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного освоения нового содержания. При реализации задач образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы. Обсуждение детских «версий» происходит не в жестко-оценочной ситуации, а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым. Реализация задач образовательной программы происходит в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, общения, музыкального развития, двигательной деятельности, коммуникативной, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора), а также в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах и в совместной деятельности с родителями. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)